Написать письмо info@fondsavva.ru
Позвонить 8 (8452) 23-08-79
ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

Как мозг защищает себя

Алёна Осокина, психолог проекта Родительский Дом, об обесценивании

Мы привыкли считать обесценивание злом. Оно стоит в одном ряду с Дартом Вейдером и Волан де Мортом и общественными стереотипами. Но сегодня я хочу рассказать о том, почему иногда обесценить — лучшее, что мы можем сделать.

Что же такое обесценивание?

Это психологическая защита. Каждый раз, когда наши потребности не удовлетворяются, мы рискуем почувствовать себя несчастными. Кэп говорит, что мозг не любит чувствовать себя несчастным. Поэтому, не получая желаемое, внутренний голосом успокаивает: «Да не так уж и хотелось» или «Смотри, эта штука не так хороша, как тебе казалось».

Пока нет ничего зловещего. Но иногда обесценивание работает в усиленном режиме. И тогда берегись! Если вы живете счастливо и, о боги, позволяете себе заниматься любимым делом, а еще строите счастливые партнерские отношения, кто-то может почувствовать себя несчастным рядом с вами. И обесценить все, что вы имеете. Это больно. Очень больно.

Как отличить «хорошее» обесценивание от «плохого»?

Обесценивание как психологическая защита направлена на восстановление душевного равновесия. Она не задевает чувства других людей. Например, вы не можете купить себе ноутбук, и внутренний голос успокаивающе обесценивает невозможную покупку: «Брось, сейчас всю технику делают так, что она сломается через 3 года. Может, и неплохо, что ты пока работаешь на старом ноутбуке?» Обесценили ли мы новый ноутбук? Да. Стало ли от этого кому-то плохо? Нет. Мы молодцы!

Другой пример. Вы периодически погружаетесь в пучину грусти и горя. Непростой период или вы страдаете депрессией или биполярным расстройством. Как обесценивание поможет здесь?
Например, вы говорите себе, что этот период грусти не такой значимый по сравнению со всей жизнью. Опыт показывает, что грусть всегда проходит, какой бы беспросветной она ни казалась. Мы слегка обесценили чувства. Слегка, потому что не запретили себе при этом грустить. Но снизили значимость чувств. Из разряда «очень важные» мы перевели их в разряд «важно сейчас, но в масштабе жизни не очень». Стало ли кому-то хуже от этого? Нет. Мы все еще молодцы.

С заболеваниями труднее. Но в рамках терапии мы часто учимся критично относиться к тем зонам психики, которые выдают различные баги. Вполне нормально иногда сказать себе: «Эй, это говорю я или моя депрессия?»

Что еще можно обесценить? Обесценивающие высказывания других людей. Бесконечные «это не для девочек/мальчиков», «не такое уж это и достижение» и «нашёл/нашла, чем гордиться». Говоря себе: «Это обесценивание, и я не обязана к этому прислушиваться», я автоматически делаю эти высказывания менее важными. Обесцениваю. Но я защищаюсь, а не нападаю. Я даже не всегда говорю вслух другому человеку, что он меня обесценил. Только если мы находимся в отношениях, и я хочу, чтобы он не делал так впредь.

Мы используем обесценивание, чтобы почувствовать себя лучше. Но важно помнить, что мы не запрещаем себе чувствовать, а лишь понижаем уровень важности испытываемых чувств. Их по-прежнему важно прожить и выразить.

Иногда мы используем обесценивание как защиту от агрессивных высказываний других людей. Это нормально. Никто не имеет права ущемлять ваши чувства и принижать достижения.